Биография
Вадима
Овсянникова

Вадим Геннадьевич Овсянников родился в Москве 30 сентября 1963 года. Родители Вадима Геннадьевича, Геннадий Константинович и Ольга Васильевна, прочили ему судьбу военного, инженера или дипломата.

Но яркие впечатления от Царицынского дворцово-паркового ансамбля, в руинах которого проходили детство и юность Вадима, однозначно определили его дальнейшую судьбу художника, дизайнера, архитектора.

Вадим с родителями 1965 год
Царицыно, где прошло детство Вадима

Первым высшим учебным заведением Вадима Геннадьевича стал Московский Электротехнический институт связи. Уже тогда было понятно, что Вадим не пойдет по пути инженера: сам собирал и устраивал выставки и занимался в художественной студии у выпускника Строгановки Юрия Воловского. Несмотря на то, что ВУЗ был техническим, дипломный проект Вадима был непосредственно связан с дизайном интерьера типового отделения связи.


Это было время рождения художника Вадима Овсянникова. Время определения его творческих предпочтений, сформировавшихся благодаря погружению в мир архитектуры Василия Баженова и Матвея Казакова. Царицынский парк с руинами, мостами и мостиками, аллеями и дорожками, прудами и искусственными островами, гротами и ротондами был исследован до миллиметра и тысячу раз пройден с этюдником.

С друзьями, будущими художниками, находили вдохновение в неоготических развалинах, запоем читали книги об искусстве, рисовали — и идеи били ключом. Екатерининский дворец будоражил сознание. Невозможно было не стать художником!

Этюды с друзьями. Царевич, Вадим и Терентий Травник, начало 80- х.
Овсянников В.Г., Царицыно, этюд.
Овсянников Вадим на росписях, 90-е

Одним из ярких впечатлений юности стала поездка в Берлин. Образ жизни, радушие ГДРовцев в хорошем смысле были потрясением для Вадима. А монументальность готической архитектуры встала в один ряд с царицынским ансамблем в его восприятии и окончательно сформировала стилистическую направленность его творчества.


Первые творческие экспедиции начались уже с первого курса института. Это были путешествия по изучению древних памятников церковного искусства в Ярославле, Ленинграде, Владимире, Валдае и других русских городах. Появились серии живописных работ «Русские этюды» и «Архитектурные пейзажи». Родилась философия личной Правды художника: не возможно творить, не чувствуя вдохновения от изображаемого.

Естественным развитием событий по окончании первого института стало поступление в Строгановку.

После технического вуза пришло время учебы интересной, с большим творческим движением. И здесь проявился напористый и бунтарский характер Вадима: сам выбирал темы работ, мог на пару месяцев уехать в командировку для росписи и реставрации храмов, срывая и других студентов с учебного процесса. Тем не менее успевал отчитываться по программе училища.

- С большим теплом и благодарностью вспоминаю моего наставников в Строгановке, Анатолия Порфирьевич Крылова, который снисходительно относился к моим творческим отлучениям, - вспоминает Вадим Геннадьевич.

Вадим Овсянников и Александр Алпеев на росписи храма, Гаврилов Ям, Ярославская обл., 80-е.
Овсянников В.Г., Страшный Суд, роспись храма, 8x8 м., 90-е

Наиболее близкими по духу художниками для Вадима Овсянникова стали Васнецов с его теплой и мягкой палитрой, Врубель, завораживающий изощренной остротой форм, загадочный Рерих. Неприятие бытовых описательных тем, обращение к героическому прошлому народа Руси, его былинное и сказочное наполнение, были созвучны с тем, что интересовало Вадима и во что он углублялся в своих исследованиях и в творчестве.

Движимый проникнуть в тайны русского стиля, по крупицам собирал остатки шрифтов и орнаментов разрушенных храмов и надгробных плит. Исследовал храмовые росписи и мозаики Нестерова и Васнецова, изучал все доступные источники по их творчеству.

Овсянников В.Г., Иоанно-Богословский монастырь, 80-е
Овсянников В.Г., Валдай, 80-е

Как результат поисков изобразительных средств монументальной церковной живописи и собственных творческих экспериментов, его первые выставки в Лондоне в 90-х уже имели большой успех. Контекст, в котором Вадим Овсянников представлял публике суть и силу русского человека, нашел глубокий отклик у зарубежного зрителя. Теперь его работы находятся в частных коллекциях по всему миру, в том числе в Великобритании, Америки, Франции, Германии, в странах Ближнего Востока.

Овсянников В. Г. Эскиз. Ангел, заковавший змия
(Откровение Иоанна Богослова)1993г.
Овсянников В.Г. Эскиз. Ангел, бросающий кадило на землю ( Откровение Иоанна Богослова)1993г.

Особый смысл Вадим Овсянников вкладывает в проекты памятных скульптурных композиций и надгробных памятников. Своей миссией в этом жанре творчества он считает соединение поминающих людей и поминаемых через переносные смыслы в символах, позволяющие продлить память о событиях и людях в этой жизни и деликатно перейти грань невидимого.

Автор проекта Овсянников В.Г. Памятник Лопасненским Витязям на Поле Куликовом

В основании твердь земная, как символ нерушимости и силы земли Русской. Неподъемный вечевой колокол сотрясает землю медными звуками, напоминая о павших воинах земли Лопасненской войска Дмитрия Донского в 1380 году. И этот гул Памяти, как и полет Чайки, оторвавшей колокол от земли, будет услышан и увиден благодарными потомками.

Автор проекта Овсянников В. Г. Поклонный крест жертвам политических репрессий в 1930-х годах.

На цокольном пьедестале в центре креста, символа духовной крепости, стоит твердыня-красный мраморный камень как бьющееся сердце за решеткой. И терновый венец опоясал не только вершину Креста, но и жизни репрессированных узников.


В начале 2000-х Вадим Овсянников строит на Старой Рязани мастерскую, которая становится его творческой резиденцией.

Здесь, в неразрывном пространстве искусства и истории, были созданы основные серии работ: «Силы небесные», «Одно дыхание», «Воины и воительницы», архитектурные этюды, «Защитники Старой Рязани», «Василий Рязанский» и многие другие работы.


На Старой Рязани художник встретился со своей будущей женой Ольгой, путеводной звездой его творческого и человеческого пути, неизменным вдохновителем всех его начинаний, неиссякаемым источником счастья творить в любви и гармонии.

Ольга
Вадим Овсянников с женой Ольгой и дочкой Ольгой, 2020 г
Вадим Овсянников с женой Ольгой и дочкой Ольгой, 2023
Вадим поясняет, почему именно Старая Рязань стала его главной творческой мастерской:

«Эпичность этого величайшего исторического места глубоко резонирует с внутренними потоками, которые меня организуют. Для меня человек интересен в высшем проявлении своей Чести и Духовности, созидатель — в абсолютной степени профессионализма. И об этом говорит все: максимально обостренные архитектурные формы мастерской, звучащий здесь Стоун Рок, картины, наполненные символами борьбы добра и зла. Это территория, на которой идет непрерывный творческий процесс, на которой я в чем-то беспощаден к себе, осознавая ту ответственность, которая лежит на мне перед лицом Жертвования и Подвига великих предков».

Вадим Геннадьевич Овсянников, почетный член Российской академии художеств (2021г.):
Ссылка на сайт Российской Академии Художеств.

Общественная деятельность:
  • вице-президент Международной Ассоциации «Союз Дизайнеров» (2009г.), вице-президент ассоциации «Искусства народов мира» (2015г.)

  • Член координационных советов по реставрации памятников и благоустройству Спасского района Рязанской области (2015г); создатель (совместно со своей семьей) Дома художника и Центра искусств на Старой Рязани (2006 г.)

Награды:
  • Серебряный орден «Служение Искусству» Международной академии культуры и искусства (2009г), диплом за вклад в отечественное изобразительное искусство (2014г.),
  • Почетный знак за заслуги в развитии отечественного дизайна (2015г.),
  • Бронзовая медаль ТСХР (2015г.), Серебряная медаль ТСХР (2016г.),
  • Медаль за заслуги в развитии дизайна МОА «Союз Дизайнеров» (2016г.).

Награды РАХ:
  • Диплом РАХ за вклад а развитие искусств (2009г.),
  • Благодарности РАХ (2009, 2012, 2016, 2017гг.),
  • Золотая медаль РАХ (2017г.).